«Я пленник твой, земля родная»

В зале искусств центральной городской библиотеки 5 мая прошел творческий вечер Алексея Николаевича Краевого. На праздник пришли родные и близкие местного поэта, люди, когда-то работавшие с ним бок о бок, члены клуба садоводов и огородников «Погребок»,  который более 15 лет основал Алексей Николаевич.  Вечер открыли преподаватели музыкальной школы Галина Михайловна Соболева и Елена Вячеславовна Мельникова – они исполнили три романса на стихи Алексея Николаевича, положенные на музыку Соболевой Г.М.

В продолжении вечера  звучали стихи юбиляра, были показаны две небольшие театрализованные зарисовки, поставленные православным молодежным театром «Вифлеемская звезда» и самодеятельным театральным коллективом. Для Алексея Николаевича пели его любимые песни Елена Грек под  аккомпанемент Сергея Бабичева и Надежда Крыгина .

В ходе вечера прозвучал рассказ о нелегкой судьбе А.Н.Краевого. Вот несколько эпизодов из его жизни, рассказанные им самим:

Из довоенной жизни хорошо помню запах хлеба, что доносился  из совхозной пекарни – всегда хотелось есть. Война запомнилась  пожарами – сгорел почти весь хутор, в том числе и наша хатенка; окопами за хутором, где мы прятались не только от бомб, но и от озверевших немцев и , особенно, полицаев; супом из немецкой кухни, который фашисты сварили … из нашей молодой коровы, так и не познавшей радости материнства – не дали ей отелиться.

Помню бомбежки лета 43 года, радость от того, что не нужно больше прятаться в окопах, убегать в лес от немцев. Я пошел в 5-й класс. До школы, находившейся в соседнем селе, было около пяти километров.  Поздний сентябрь. На траве по ут­рам иней. Я без обуви. На­кручиваю сено на ноги, кое-как обвязываю его,  до­хожу до другой копны – опять «обуваюсь» в сено и так до школы. Ноги стано­вятся красными и грязны­ми…

Помню голод 47 года. Основной пищей  были оладьи из крапивы, щавеля, лебеды,  липовых опилок и гнилого, вонючего  картофеля, который собирали с ранней весны на колхозном поле. Существовала целая технология приготовления муки из картофельных гнилушек: их разрезали на кусочки, высушивали, толкли в пыль – это и была мука. А однажды, в начале лета, я, в обязанности которого входил ежедневный сбор  тухлых клубней, случайно разломил один – там кишели большие белые черви…

Драматично  закончилась  для Алексея Николаевича служба в рядах Советской Армии, куда юношу призвали в 1956 году с третьего курса горного техникума. Танкист Алексей Краевой попал в Венгрию, был тяжело ранен, вернулся инвалидом I группы.  Два года на больничной койке в новозыбковском госпитале для ветеранов Великой Отечественной,  неутешительный прогноз врачей, вынужденная перемена трудового фронта:  вместо  шахт Донбаса его рабочим местом на долгие годы стала библиотека.  Так причудливый поворот судьбы подарил Алексею Николаевичу постоянное общение с любимыми собеседниками  -   книгами, позволил работать на родной земле, прививать любовь к ней своим друзьям и знакомым, писать стихи, содержанием которых и является та самая, нелегкая жизнь.

В ходе вечера в адрес юбиляра было сказано немало теплых добрых слов.

This entry was posted in Верхнее меню. Bookmark the permalink.

Comments are closed.

43 / 0,234 / 15.11mb